Версия для печати

Седьмые Международные Родительские Чтения

Прошли Седьмые Международные Родительские Чтения «Культура семьи – путь к обновлению мира», организованные Международным Общественным Движением «Родительская Забота» и посвящённых будущему Году Культуры в России.


Первый день Чтений прошёл в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. На пленарном заседании выступили О.Н.Смолин (первый заместитель председателя комитета образования Государственной Думы Федерального Собрания РФ, д.ф.н., профессор, член-корреспондент РАО, Кавалер золотого знака «Служитель Сердца и РоЗы», г. Москва, Россия), К.Ш.Мансурова (председатель Международного общественного движения «Родительская забота», родительские чтенияк.х.н., Рыцарь Гуманной педагогики, г. Москва, Россия), Ш.А.Амонашвили (академик РАО, д.пс.н., профессор МГПУ, почётный президент Международного Центра Гуманной педагогики, Рыцарь Гуманной педагогики, Кавалер золотого знака «Служитель Сердца и РоЗы», г. Москва, Россия), П.Ш.Амонашвили (президент Международного Центра Гуманной педагогики, директор детской художественной студии "Басти-Бубу", Рыцарь Гуманной педагогики, г. Москва, Россия), и другие деятели движения.
 
Представляем вашему вниманию  доклад председателя Международного общественного движения «Родительская Забота» Клары Шарафовны Мансуровой.
 
КУЛЬТУРА СЕМЬИ – ПУТЬ К ОБНОВЛЕНИЮ МИРА
 
«Там, где Культура, там Мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания», - Н.К.Рерих.
 
Слово «КУЛЬТУРА» (лат. cultura) – первоначально означало обработку и уход за землей (лат. agricultura) с тем, чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей.
 
В перенесении этого смысла на природу человека культура будет означать уход, улучшение, облагораживание его телесных, душевных и духовных склонностей и способностей. В широком смысле культура есть совокупность проявлений уклада жизни, достижений и творчества народа или группы народов.
 
В современном обществе слово культура потеряло свое истинное значение. Чаще всего под ним скрывается два основных смысла: культура как искусство и социальная культура (правила поведения в обществе). Однако без осознания духовной основы этого явления, смысл его выхолащивается.
 
«Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями. Через культуру лежит путь вверх и вперед, не назад, не к докультурному состоянию, это путь претворения самой Культуры в новое бытие, в новую жизнь, в новое небо и новую землю. Лишь на этом пути варварские звуки и жесты могут быть соподчинены новому космическому ладу и новому космическому ритму. Не только искусство, но и творчество человеческое безвозвратно погибнет и погрузится в изначальную тьму, если оно не станет творчеством жизни, творчеством нового человека и его духовным путем», – писал Н.А. Бердяев.
 
Николай Константинович Рерих, русский академик, великий художник, философ, публицист, археолог, путешественник, общественный деятель, посвятил большую часть своей жизни развитию, распространению и защите культуры. Он - автор договора об охране художественных и научных учреждений, исторических памятников, названного по его имени "Пакт Рериха". Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. В рамках Пакта был утвержден предложенный Рерихом отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Этим знаком было "Знамя Мира" - белое полотнище, на котором изображены три соприкасающихся амарантовых круга - прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности.
 
Рерих расширил и углубил толкование слова «культура». Он не раз называл Культуру «почитанием Света»: «Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь». Отсюда, следует, что Культура – это почитание Света.
 
В сердце каждого человека содержится искра Божественного Огня, Божественного Света и из определения, данного Рерихом, мы можем заключить, что слово Культура может означать и почитание Света в человеке.
 
Свет, жизненный импульс, жизненный Огонь в каждом человеке заложен от рождения Богом, и он должен проявиться в его земной жизни. Для проявления этого Света в малом ребенке его внутренний Огонь нужно раздуть, помочь ему проявиться, чтобы он разгорелся и осветил жизненный путь человека. Раздуть этот Огонь могут гуманные родители, которые относятся к воспитанию собственных детей с чувством глубокой ответственности перед Творцом, перед обществом, перед будущим. Принимают ребёнка, как душу, данную им на хранение. Они с малых лет устремляют ребёнка на познание высшего мира, духовно- нравственных ценностей жизни, ведут его к пониманию своей миссии на земле, своего предназначения. Гуманные родители воспитывают своих детей в любви и духовной общности, в дружбе и взаимопонимании, справедливости и равноправии, в свободе и дисциплине духа. Прививают ребёнку культуру мысли, культуру чувств, культуру речи, понимание ответственности за каждое своё слово и каждую свою мысль.
 
«Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. Тонкость ощущений человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается, прежде всего, в семье», - отмечал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский.
 
Семья у каждого из нас ассоциируется с понятием ДОМ. Что означает слово ДОМ? Как расшифровать эту аббревиатуру? Некоторые из вас скажут: «ДОМ – это дети-отец-мать». И, возможно, будут правы. Некоторое время назад и я думала точно так же. А недавно мне пришла другая, и я полагаю, более правильная мысль: «ДОМ – это Дух Отца и Матери». Дух наших космических родителей. Наш Дом там, где наши Космические Родители. Мы – Путники Вечности, пришедшие на Землю учиться, набираться жизненного опыта. Естественно, что на Земле, где мы живем, должно быть, подобие Небесного Дома. Как говорит древняя Мудрость: «Как наверху, так и внизу». Этим подобием является наш родительский дом. Отец и Мать - приемники Духа Небесных Родителей и проводники Его своим детям. Тогда высшая точка этой Троицы   ДОМ - Дух. Не отец, не мать, а духовное начало, которому они служат друг в друге, в детях, в мире. В ком из них выше энергетический потенциал духа, кто способен больше давать, выше и гармоничнее вести, тот и будет, по сути, ведущим в этом семейном союзе. «Отче наш!» - обращаемся мы к своему Небесному Отцу. Отец - называем мы своего отца земного. На отца земного Богом возложена ответственность за моральное состояние семьи. Он будет держать ответ перед Отцом Небесным за ее духовно-нравственное состояние. Почему во всем мире идет разрушение семьи? Не потому ли, что мужчины забыли свою главную миссию на земле - духовную, а женщины, забыв о сердце, переключились всецело на внешнюю, управленческую роль мужчины? Это нарушение закона Космоса и отсюда следствие - разрушение семьи, которое мы наблюдаем на земле.
 
Земной дом – это не стены и крыша над головой, это место, где присутствует дух отца и матери, который напитывает детей. Именно в семье на примере жизни отца и матери, в родительском доме дети учатся быть сами родителями. Какой он этот дух, существующий в каждом доме, чем мы – родители должны напитывать своих детей?
 
«Задача родителей состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях»,- писал выдающийся философ И. Ильин.
 
Для этого мы сами должны научиться принимать каждого человека не по его временной внешней форме, а по тому Огню Вечной жизни, что горит в нем, и учить этому своих детей.
 
Следующее слово в теме наших Чтений - «Путь». Это не только перемещение из одной точки пространства в другую, в нашем случае «Путь» мы можем рассматривать как восхождение, трансцендентность, прорыв к новому уровню и выход за пределы сегодняшнего человеческого состояния. Это движение к высшей реальности, к объединению души с Божественным, переход от земли к небесам, от материальных интересов к духовным потребностям, от тьмы к свету и свободе. Слово «Путь» с большой буквы - это всегда путь к себе, к своей истинной природе. «Если ты отправился в Путь искать себя, то ты найдешь Бога. Если ты отправился в Путь искать Бога, найдешь себя», - это слова шейха Фаридаддина Аттара. С древнейших времен люди искали этот Путь и некоторые не только находили, но и проходили его, становясь теми, кого мы зовем Учителями.
 
Следовательно, культура семьи – это Путь, который проходит семья, двигаясь к высшей реальности, к Богу, что и ведет к обновлению сознания и всей жизни. А это в свою очередь обновляет Мир, если по этому пути будут двигаться большинство семей планеты. Роль родителей на этом пути постоянно показывать детям примером своей жизни, своими мыслями, словами, поступками, как идти по жизни красиво, благородно, ответственно, великодушно и бережно поддерживать идущего рядом. При этом нам нужно постоянно помнить о той личной ответственности, которая ложится на нас – родителей и педагогов, если мы отстаиваем необходимость и берем на себя инициирование процессов культурного, духовно-нравственного воспитания детей. Ответственность эту мы сможем нести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере духовной культуры и духовно-нравственного воспитания, при условии собственного непрекращающегося труда над своей душой. «Себя сначала воспитай, чтоб не познать бесславья, Потом другим преподавай науку благонравья». Эти слова суфийского поэта Джами, должны всегда служить компасом для всех взрослых при воспитании подрастающего поколения.
 
Для устойчивого продвижения в будущее, для укрепления культуры семьи необходимо бережное сохранение истинных ценностей прошлого.Семейная культура создается поколениями предков и должна бережно храниться и поддерживаться дедушками и бабушками, папами и мамами и передаваться детям. Каждое следующее поколение должно добавлять в летопись культуры семьи свои достижения.
 
Павел Флоренский писал своим детям: «Старайтесь записывать всё, что можете о прошлом рода, семьи, дома, обстановки, вещей, книг и т.д. Старайтесь собирать портреты, автопортреты, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье, роду, знакомых, родных, друзей. Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть всё около вас будет напитано воспоминаниями".
 
Истоки общей культуры каждого из нас надо искать там, где осталось наше детство. У кого-то в доме хранятся фотоальбомы нескольких поколений, из уст в уста передаются семейные легенды, бережно ведется летопись рода, потомкам передаются не только материальные драгоценности, но и не измеримые реальной ценой реликвии, составляются семейные гербы, возвращающие нас к истокам рода.
 
Стиль жизни семьи, включающий в себя внутрисемейный этикет и традиции, взаимосвязан с культурой семьи. Те духовные ценности, которые все мы впитываем с младенчества, не зависят от благосостояния семьи, уровня образования ее членов. Правила поведения, заповеди, примеры, предписания, усвоенные в родительском гнезде, остаются с человеком на всю жизнь.
 
Поэтому семья – величайшая ценность, создаваемая человечеством. Она – основа общества, залог здоровья народа. Семьи являются теми кирпичиками, из которых построено человечество. Пока жива семья, живо и человечество планеты. Важно, чтобы семья создавалась по тем же законам, по которым живет Космос. Нарушение этих законов приводит семью, а с ней общество и все человечество, к деградации.
 
Именно потому велик долг и тяжела ответственность всех, кто принимает задачу родительства. Для продвинувшихся духов детей, которые приходят на планету с миссией вести и наставлять человечество в строительстве нового мира, нужны чистые, утонченные в восприятиях и здоровые тела. Такие тела могут быть произведены лишь родителями, которые признают свою ответственность перед человечеством. «Родители детей новой эпохи должны вдохновляться высшими духовными идеалами и признавать, что человеческая способность творить есть свойство божественное», - из книги «Чудо рождения».
 
Жизнь показала, что недостаточное развитие духовного начала в человеке, особенно в период перехода к Новой эпохе, приводит к разложению во всех областях жизни: развалу экономики, упадку нравственности в обществе, возникновению военных конфликтов.
 
Планка духовно-нравственного состояния молодежи в своей массе с каждым годом опускается все ниже. Каждое новое поколение забывает лучшие традиции и все больше преклоняется перед примитивными потребительскими интересами.
 
К сожалению, государство достаточно пассивно смотрит на то, как разлагается молодое поколение. Идейное и идеологическое противостояние различных сил, крах предыдущей единой идеологии, ослабление целенаправленного воспитательного воздействия со стороны государственных и общественных структур - все это способствует снижению уровня нравственности и этики среди молодежи.
 
В высших интересах России переломить данную ситуацию. И одним из ключевых направлений конкретной деятельности может стать самоорганизация РОДИТЕЛЕЙ, которые понимают, что в одиночку им не справиться, автономно и изолированно воспитывать детей невозможно. Влияние на ребенка окружающей среды и следствия его общения вне дома, в школе, на улице, в обществе друзей часто оказываются значительно сильнее, чем влияние семьи.
 
Поэтому взрослым необходимо осознать, что именно сегодня, именно в это летящее сей-час, строится будущее нашей страны, будущее наших детей. Каждый взрослый человек – родитель, учитель, политик, ученый или артист - в ответе за это будущее, будущее, которое мы строим своими мыслями, словами и делами и передаем следующим поколениям.
 
Как говорится в Манифесте Гуманной Педагогики: «Никто из нас – учителей, воспитателей, родителей – не является маленьким человеком, от которого мало что зависит. Не надо унижать себя, ибо от нас зависит очень многое: мы есть основная сила в мире образования, и потому судьбы наших детей в наших руках».


По информации: http://gumannaja-pedagogika.ru/