Версия для печати

Экспертное заключение на проект приказа «Основы государственной культурной политики»

 

 

 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект приказа «Основы государственной  культурной политики»

Чрезвычайно важно, что наше государство, наконец, «дозрело» до понимания насущнейшей необходимости иметь документ, четко определяющий основы государственной культурной политики. Следует отметить, что в документе в основном раскрыта важнейшая общественная миссия культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности; определены цели, содержание и принципы, на которых должна строиться государственная культурная политика; достаточно убедительно сформулированы стратегические задачи государственной культурной политики. Хотя термин «культурная политика» представляется не вполне удачным. Ибо все другие направления и виды политики в контексте этого термина должны восприниматься как безкультурные. Точнее, по нашему мнению, было бы вести речь о государственной политике в сфере культуры.

Первую попытку комплексно осмыслить, обобщить, систематизировать столь сложную и объемную тему, воплотить ее в обоснованный целостный документ  следует признать в целом успешной. Однако, по нашему глубокому убеждению, работа должна быть продолжена. Выявился ряд пробелов и упущений, которые могут и должны быть устранены.

1. Обращает на себя внимание,  сохраняющееся в документе во многом традиционное, но чрезвычайно узкое понимание культуры как отрасли, распространяющейся на представителей творческих профессий, производящих произведения культуры и искусства, и обслуживающей материальные объекты культурной деятельности. Все же остальные члены общества при таком понимании культуры являются лишь пользователями культурного достояния. Даже образование и наука лишь частично включаются в проекте приказа в культуру, в тех разделах образования и науки, которые  обслуживают сферы искусства и культуры. Хотя, вне всяких сомнений,   современное понимание Культуры гораздо шире и вместительнее, оно являет собой  образованность,  высокий уровень развития и качества жизни как самого общества, человека, так   и государства в целом, поэтому в качестве важнейших ее объектов входит и наука,  и система образования.

2. Укоренившееся упрощенное, сильно зауженное представление о культуре приводит к тому, что культура в  общественном мнении, как уже отмечалось, зачастую  воспринимается как удел и поприще, прежде всего, писателей, художников, музыкантов, артистов, архитекторов, представителей  других творческих профессий. Однако если исходить из истинного понимания Культуры, как «почитания света», фактическими носителями, творцами культуры призваны быть не только деятели культуры, а практически все! Если человек каждодневно, во всех видах общения, во всех своих делах и начинаниях утверждает идеалы, ценности Культуры, строит взаимоотношения между людьми на её этических стандартах, то, несомненно, он утверждает культуру, является её носителем и творцом. Такой человек, несомненно, осуществляет культурную деятельность.
Воспитание такого рода людей и должно стать основной человекотворческой функцией государственной культурной политики. Ведь сутью  этой политики является, как правильно сказано в проекте приказа, «формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования всего потенциала отечественной культуры». Реализовываться эта функция должна через создаваемую систему воспитательных, просветительных мер, направленных на овладение людьми искусством культуры общения, культуры мышления, культуры поведения, культуры социальных отношений, культуры межнациональных отношений и т.п. И именно вот такого рода деятельность государства и должна быть объявлена в основах государственной культурной политики главным направлением культурного строительства.
Нисколько не принижая и не умаляя деятелей культуры, искусства, других творцов, создателей произведений, объектов культуры,  следует, тем не менее, признать, что в системе государственной культурной политики их культурная деятельность (несомненно, значимая и важная!) должна рассматриваться по отношению к главному направлению культурного строительства как подсобная, прикладная, призванная обслуживать это главное направление, помогая людям совершенствоваться в своем развитии. И только этот вид культурной деятельности может быть отнесён к сфере услуг. А все другие виды культурной деятельности услугами названы  быть не могут. Ведь истинная культурность общества измеряется не количеством имеющихся произведений культуры и искусства, а состоянием, качеством  духовно-нравственной атмосферы в обществе.

3. Раздел I «Цель, содержание и принципы государственной культурной политики» следует дополнить следующим положением (после четвертого абзаца).
«Перспективной стратегической целью государственной культурной политики является построение на территории России государства Культуры».

4. Удивляет, что религия как объект культуры  полностью выведена из текста документа. Несомненно,  это пробел, который должен быть восполнен в документе.

5. Представляется, что поставленная в проекте приказа задача восстановления механизмов передачи и воспроизводства ценностных основ жизни личности и общества как государственного приоритета, пока выглядит как  нераскрытая. Требуется не только восстанавливать, но обязательно развивать и совершенствовать механизмы передачи и совершенствования ценностных основ жизни личности и общества. В этой связи необходимо, на наш взгляд, введение в документ некоторых новелл, отражающих современное  представление о структуре культуры и ее возможностях преобразующего воздействия на практику. Речь идет, прежде всего, о выделении в документе специального раздела о Духовной Культуре, о ее  месте и роли в диктуемых жизнью преобразованиях.
Пришло время раскрыть величие и значимость Духовной Культуры, выражающей всю мощь добра и созидания.  Ведь Духовная Культура это и есть свод нравственных, этических, моральных ценностей, составляющих основу существования человеческой цивилизации.  Она вобрала в себя выработанные человечеством нормы и требования, обеспечивающие полноценную жизнь общества и его способность к самосовершенствованию. Действительно, Духовная Культура – самое важное и ценное, что есть у современного человечества. Только она способна  в современных условиях формировать новую основу человеческих отношений. Обнимающая и пронизывающая Этикой Жизни искусство, науку и религию, Духовная Культура направляет человечество к лучшей жизни. Ее составляют критерии высокого цивилизационного развития, гармонично сочетающего в себе материальную и духовную стороны человеческого бытия. Если культура есть почитание Света, то Духовная Культура – жизнь по законам Света.
Духовная Культура единственный мост в будущее! Именно она является целеполагающим фундаментом всей системы ценностей человечества, универсальным синтезом стратегических смыслов самоутверждения и выживания человека. Только она одна способна убрать все разрушительные противоречия и проблемы, стать ноосферной силой цивилизации, очерчивающей перспективы жизни и утверждающей истину и добродетельность во всех ее пластах. Если мы понимаем и принимаем, что мир развивается по Великому единому божественному плану, то Духовную Культуру следует понимать как отражение Божественного Света в нас. Навстречу эволюционному ритму Света человечество отвечает ритмом Духовной Культуры, приближающим постижение и исполнение космических законов.
Два светоносных корня Духовной Культуры: духовность как связь с Богом и Культура, связующая народы в единый организм, всемирное братство, способны дать жизнь новому вектору цивилизационного развития Всечеловеческой Гуманизации как процессу культурного одухотворения мира. Привнесение Духовной Культуры сеет всюду великое и вечное! Сегодня приходит понимание, что Духовная Культура и есть та точка, из которой будет развертываться Новый Мир.
Искусство жизни, наука жизни и живая религия в их взаимосвязи, взаимодействии и взаимопроникновении – через такой синтез будет раскрываться содержание Духовной Культуры.
Предстоит постижение и освоение богатейшего духовного потенциала Духовной Культуры и формирование на этой основе российской Программы «К Новому Миру через Духовную Культуру».
Прилагаем для использования в настоящем документе разработанную российской делегацией и принятую Всемирным Форумом Духовной Культуры в качестве основного документа Декларацию «К новому миру через Духовную Культуру», в которой в концентрированном, системном виде сформулированы основные нравственные, этические ценности, составляющие основу существования человеческой цивилизации.

6. Один из наиболее значимых для России разделов Духовной Культуры касается межнациональных отношений. Глубинной первоосновой этих отношений является наднациональная политика территориального смешения этносов и наций – важнейшая составная часть государственной культурной политики. Очень важно помнить и знать, что на территории России веками вершилась самая значимая для человеческой цивилизации эволюционная работа – формировалось великое качество вмещения всего огромного многообразия человечества. И главным итогом этой огромной работы стала дружба народов – дружба реальная, дружба  честная, дружба поистине равноправная и полноправная. Сегодня всем нам крайне важно осознавать, что нашим единым народом пройден немалый путь по формированию особой общности людей самых разных национальностей. Это, пожалуй, наше самое главное достояние! Это Высшая реальность, которую мы имеем! Это наше великое преимущество перед многими другими народами земли.  Нам предстоит и дальше восходить по намеченному пути, овладевать новыми ступенями этого непростого восхождения, подниматься в перспективе сознанием к построению Братства. Иного – не дано. Иное – регресс, разложение, откат в средневековье!
Следует глубоко усвоить разницу между национальным и националистическим. Национальное в рамках наднациональной политики должно получать и будет получать поддержку и полный простор, возможности для всестороннего развития. Националистическое же в рамках такой политики не может рассчитывать на поддержку государства, должно отторгаться обществом, постепенно изживаться всем укладом его жизни. Только в условиях наднациональной политики такие непростые процессы, как продолжающаяся консолидация ряда наций, рост национального самосознания, здоровое развитие национальных культур, традиций, ценностей, преодоление национальной розни, укрепление духовного единства всех наций и народностей, может протекать эволюционно, прогрессивно, органично встраиваясь в созидательный потенциал общества.
Наднациональная политика должна опираться на идею единства и духовного согласия народов, что, по сути, является залогом  мирного сосуществования. Надо только твердо верить в это державное предназначение наших народов, в мощную силу их единения, не ослаблять, не унижать и не оскорблять ее сомнениями и недоверием. Народ, принявший чашу Нового опыта, должен всеми силами стремиться упрочивать и оберегать достигнутые накопления, наполнять эту чашу новыми достижениями, реализуя призыв к единению и братству!
Данная тема должна обязательно получить адекватное отражение в проекте приказа об основах  государственной культурной политики, а также рассмотреть вопрос веротерпимости и уважения к другим нациям и этносам.

7. Сегодня очень важно не оставлять без внимания набирающий в России силу синдром национальной обособленности. Эта тенденция, несмотря на кажущуюся свою привлекательность, антиэволюционна и крайне опасна. Она  своим острием направлена на размывание, разрушение фундамента непоколебимости той национальной общности, которая складывалась веками. Недальновидное потворство этой тенденции может пробудить мощные разрушительные сепаратистские силы, способные положить начало процессу дробления России.
Необходимо твердо противостоять любым попыткам изменить наднациональную политику России. Мы искренне и твердо верим, что заложенные многовековой историей основы взаимоотношений народов  России непоколебимы.
Однако проблема здесь, безусловно, есть. Ведь у русского народа имеются права и обязанности, но не выявленным остается общественный статус. Необходимо найти такое слово, которое могло бы отвечать достойному положению русского человека в обществе? Политический и общественный статус должны быть выражены единым, дабы избавить общество от надуманных партий, течений и их названий. У России не может быть сторонников сил разнородных, у России есть одна сила – Отечество, потому и статус общественный должен звучать как Соотечественники. Представляется необходимым в государственной культурной политике иметь раздел «Об Отечестве и соотечественниках».  Следует предусмотреть в этом документе разработку положения «Об Отечестве и соотечественниках».
Понятие «родина, страна» проводит в сознании некоторые ограничительные линии, тем формирует обособленность. Когда говорим – «Отечество», то в этом слове пространство открывается для всех единое. Российское государство является для всех населяющих его народов Единым Отечеством, в этом Отечестве хватит места всем желающим и всем устремленным духом и сердцем, ибо его границы не измеряются пределами, а только составляющими координатами.

8. Нуждается в более основательной проработке сформулированная в проекте приказа система традиционных для нашей страны нравственных ценностей. Здесь, прежде всего, обращает на себя внимание, что оказалась потеряна справедливость как важнейшая ценностная основа жизни народа. Несомненно, что справедливость должна занять главенствующее место в системе инструментария культурной политики России. Еще великий Платон говорил: «Не ставь ничего впереди справедливости…». Представляется, что в упомянутой Декларации «К Новому Миру через Духовную Культуру» система нравственных ценностей сформулирована полнее и лучше.

9. Более глубокой и основательной проработки требует раздел «Стратегические задачи государственной культурной политики». Этот раздел в основном направлен на сохранение и поддержание действующей инфраструктуры культуры России. Это, конечно, чрезвычайно важно и необходимо. Но этого сегодня недостаточно. Это все равно, что жить с повернутой назад головой.  Своеобразие  и особенности переживания этапа развития как раз и заключаются в том, чтобы на базе имеющегося  достигнутого потенциала культуры развертывать новые инициативы, направления, программы, институты, структуры культурного строительства.
К примеру, сейчас крайне важны уже упоминавшиеся темы «Культура мышления», «Культура поведения», «Культура труда», «Культура социальной жизни», «Культура межнациональных отношений» и некоторые другие. По каждой из этих тем необходима государственная программа. Актуально стимулировать создание, развитие молодежных, детских, патриотических организаций, утверждающих национальные духовные ценности и традиции. Было бы полезно также поддержать инициативу Всемирного Форума Духовной Культуры, рекомендовавшего создавать в регионах центры Духовной Культуры. Нуждаются в поддержке государства инициативы, появляющиеся в педагогической среде, направленные на совершенствование системы образования и т.п.
Важно отразить вопрос культуры бизнеса как формы социальной ответственности, взаимовыручки и утверждения  честных и открытых отношений.

10. Несомненно, в проекте приказа провозглашен очень правильный тезис, что «состояние современного российского общества делает необходимым выделение в качестве приоритетных воспитательной и просветительной функций культуры». Но пока этот тезис звучит крайне декларативно. Его обязательно необходимо конкретизировать. Хотя бы в общем виде определить: кто, где, когда и какими средствами будет решать эти задачи. К примеру, в этом документе можно было бы смоделировать подготовку Всероссийской программы Духовного просвещения, поручив Министерству культуры России подготовить концепцию такой программы.  Реализованная в 30-е годы в Советской России государственная программа всеобуча покончила со сплошной неграмотностью. Сейчас задача значительно сложнее: надо решать, как преодолевать духовную безграмотность населения.

11. Основательно проработан в проекте приказа раздел, посвященный сохранению русской культуры и культур всех народов России как универсальной ценности, определяющей самобытность и жизнеспособность российского народа. Это действительно важно. Однако главное сегодня – сформулировать основные направления и механизмы преобразующего воздействия культуры на экономику, социальное развитие, межнациональные отношения, другие сферы жизни государства и общества. В этой связи провозглашенный в документе принцип государственной культурной политики, обеспечивающей  «влияние культуры на все аспекты политики государства и сферы жизни общества», пока выглядит абстрактно и бестелесно.  Необходимо его раскрыть, конкретизировать, наполнить реальным содержанием применительно ко всем основным сферам жизни общества и государства.

12. Считаем чрезвычайно важным особо отметить в документе миротворческую функцию культуры.
В современных условиях проблема мира и духовного согласия народов особенно актуальна. К великому сожалению, угроза новой глобальной конфронтации постоянно стремительно возрастает.
Духовная Культура во всем многообразии своих возможностей способна гармонизировать тяжелый мир страстей, сотрясающих нашу планету, постепенно смягчать все нарастающее ожесточение, способствовать восстановлению социального, межнационального, межэтнического, экологического равновесия в мире, сплочению всех народов Земли во имя сохранения нашей планеты и выживания человечества.

13. Нуждаются в конкретизации и заключительные положения приказа. Представляется, что субъект, на который будут возложены функции по осуществлению соответствующих преобразований, вполне мог бы быть назван в этом документе. Мог бы быть создан также механизм, способный приступить к разработке концепции предстоящих реформ.


И.Д. Кобзон,Первый заместитель Председателя Комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации, Сопредседатель Всемирного Форума Духовной Культуры    
Ю.А. Агешин,Координатор Общественного движения «Новая Страна», член Президиума Всемирного Форума Духовной Культуры    
И.С. Дарнева,Руководитель Международного центра Духовной Культуры, член Президиума Всемирного Форума Духовной Культуры    
Л.А. Трунина,Член Президиума Международной ассоциации «Мир через  Культуру», ответственный секретарь Всемирного Форума Духовной Культуры