Версия для печати

Тамара Новикова:"Человек развивается в своей космической эволюции коэволюционно, параллельно с природой вселенной и становится микрокосмом – маленькой вселенной"

ФИЛОСОФИЮ НАДО ПОСТАВИТЬ ВПЕРЕДИ МАТЕМАТИКИ
О реформе российского образования
 
Статья профессора СГУ В.В. Афанасьевой в «Экономической и философской газете» (№ 2 (1058), июнь, 2017. С. 6, http://www.eifgaz.ru/afanasyeva-11-17.htm) заставила меня высказаться. Пожалуй, к названным «Пяти признакам тяжелой болезни российского образования» следует добавить еще один, существенный. Он касается содержания образования. А именно – отсутствие философского фундаментального образования, которое должно быть основой для преподавания всех научных дисциплин.
Не забыто еще время, когда философия называлась фундаментальной наукой. Было принято считать, что все науки вышли из философии (А. Эйнштейн, В.И. Вернадский). Философия была методологией для всех частных наук. В настоящее время про философию просто забыли. Ни на каких государственных уровнях философию не называют, не считают ее фундаментальной наукой. В университетах кафедры философии закрываются или объединяются с другими социально-гуманитарными науками. И всё больше говорят о математике.
Да, математика, как и философия, – фундаментальная наука. Но математика всего лишь всеобщий инструмент познания природы и человека. Философия же располагает Онтологией – учением о бытии. Корень в понятии «бытие» – быть. Онтология через всеобщие философские понятия – категории перечисляет всё то, что существует в природе, ее мирах – метафизическом, духовном и феноменальном; включает в себя и вторую природу, созданную человеком, – культуру; признает в качестве реальностей существующие в человеке мысли и чувства, проявляющиеся в качественно разной психической энергии. Так что философию надо поставить впереди математики.
Изменения по отношению к философии стали происходить после 1991 года, когда распался Советский Союз. Тогда Россия отказалась от марксистской идеологии, основанной на материалистической марксистской философии. Может быть, и правильно было сделано: невозможно проводить в жизнь то, в чем ты не разобрался. Отказ от марксистской идеологии и от материалистической (марксистской) философии как основы наук открыл доступ в Россию русской религиозной философии, которая после 1922 года развивалась на Западе. Русские стали активно читать эту философскую литературу, в том числе труды Е.П. Блаватской, Е.И. Рерих и Н.К. Рериха.
Из трудов этих русских религиозных философов стали широко известны два важных для философии факта. Во-первых, оказалось, что человечество имеет в своем распоряжении вечное, древнее знание о мире и о человеке, которое в символическом виде пронизывает всю исторически развившуюся человеческую культуру: религии, философию, искусство. Труды названных русских философов раскрывают часть этого знания.
Оказывается, как утверждает Е.П. Блаватская, это вечное, древнее знание составляет сущность всех религий. Оно было известно Платону и многим другим философам. А за Платоном, по словам П.А. Флоренского, следует лучшая половина всей истории философии. Следует добавить, что русская религиозная философия с самого начала своего возникновения, то есть с ХI века, по ХХ век была последовательницей Платона. Е.П. Блаватская и Е.И. Рерих в своих трудах много цитируют и ссылаются на Платона.
Напомним, что в эти годы в России было издано Собрание сочинений Платона в четырех томах: том 1 – 1990 год; том 2 – 1993-й; тома 3 и 4 – 1994-й. Русский народ – пытливый, ему всё надо проверить на практике. Сравнительное исследование философских положений Е.П. Блаватской и Платона было начато. Его результаты изложены в ряде публикаций, основной из них является монография «Эзотерическая философия» (Новикова Т.М., 2001). Проведенное сравнительное исследование действительно показало совпадение, тождественность философских взглядов достойных уважения в истории мыслителей – Платона и Е.П. Блаватской.
Второй важный факт для философии касается утверждения существования в нашей Солнечной системе (и в целом во Вселенной) духовной иерархии, предназначение которой – вести: помогать человечеству следовать своей космической эволюции. К низшей ступени духовной иерархии могут быть отнесены люди, ставшие при жизни мудрецами. Мудрец – тот, кто познал вечное, древнее знание о свойствах и законах природы. Это знание, оказывается, хранится в человеке, на первом уровне его души. Платон скажет: «…человек беременен знанием» («Теэтет», «Пир», «Менон»). Это знание природного происхождения. Оно перешло в душу человека из вечно существующей причины возникновения вселенной («Дао есть Путь»). Мудрецы жили и живут во всех веках истории.
Надо отметить, что в течение исследуемого периода в России произошли почти одновременно два исторических события, отяготивших процесс изучения русской религиозной философии и изменивших к худшему ее судьбу. Первое –  Россия, потеряв в 1991 годы основу своего философского мировидения в лице материалистической марксистской философии, начала поиски новой основы. И вместо того чтобы обратить свой взор на собственную религиозную философию, она смотрит на Запад: «Что там?» А там с ХIХ века – позитивизм, а в ХХ веке – постпозитивизм, которые являются ветвью аристотелевской философской концепции.
И второе событие – 1994 год принес отлучение от РПЦ семьи Рерихов. РПЦ запретила пропаганду их трудов. В опалу попали и Е.П. Блаватская, и Платон. Российская интеллигенция на этот выпад РПЦ, нарушившей свои собственные каноны, промолчала. Вероятно, потому, что не была сама высокодуховной. В результате уже более 20 лет философия в России, которую изучают студенты и аспиранты, занимающиеся по программе «История и философия науки» в вузах, основывается на философии Аристотеля.
Из истории известно, что Аристотель проучился у Платона двадцать лет, а в результате стал его идейным противником. Известно также, что Платон прошел процесс самопознания в возрасте 49 лет (всего он прожил 80 лет) в одной из Пирамид Египта. Платон, как и его учитель Сократ, был мудрецом, а Аристотель им не стал. Идейная борьба этих двух концепций, Сократа – Платона и Аристотеля, началась уже при жизни философов, и она проходит через всю историю западной философии. Эти два философских направления становятся классическими. В настоящее время острота противоречий между ними требует их разрешения.
Платон был первым, кто записал в своих сочинениях познанное им Знание – Мудрость в символическом виде, так как это Знание носит стратегический характер. Философия Е.П. Блаватской и Рерихов, раскрыв частично это вечное, древнее знание, дали тем самым герменевтический ключ к раскрытию символизма философии Платона. Для Платона важным был мир умопостигаемых идей – мир природных сущностей (в философии – это метафизический, духовный мир), а не мир становящийся, постоянно изменяющийся (в философии – это мир феноменальный). Эти миры развиваются последовательно. Наука пока познает только мир феноменальный.
Аристотель приравнивает философию частной науке, тем самым снижает познавательную планку философии. Он разрабатывает для познания феноменального мира индуктивный метод и формальную логику, построенную на понятии, суждении и умозаключении. Тем самым Аристотель способствует развитию у человека рационального, понятийного, абстрактного, рассудочного, интеллектуального, теоретического мышления, необходимого и сегодня для науки при познании феноменального мира и для процесса образования. Наука, в свою очередь, способствует развитию техники и экономики. В этом состоит космическая миссия Аристотеля – развить у человека именно эту познавательную способность.
На сегодня эта познавательная способность (левое полушарие мозга) у человечества развита. Но непознанными остаются природные сущности. Они принадлежат метафизическому миру. Для их познания надо развить духовные познавательные способности (правое полушарие мозга). Надо идти дальше. Остановка на развитии только вышеназванной познавательной способности человека грозит ему дальнейшей деградацией. Человечество не видит, к сожалению, многочисленных предупреждений, сделанных в разное время. К примеру:
- Герцен А.И.: «Россия на реформы Петра ответила явлением Пушкина».
- Флоренский П.А.: «…рационализм… Это – философия плотская».
- Ильин И.А.: «…полной достоверности у науки нет».
- Бердяев Н.А.: «Позволительно подвергнуть сомнению… что критерий истины интеллектуалистичен и рационалистичен. <…> Два разума проходят через всю человеческую жизнь… – разум малый и разум большой. <…> Есть ограниченный разум, рассудок, разум рационалистов, и есть разум божественный, разум мистиков и святых. <…> Рационализм со всеми своими разновидностями не есть только ложная теория знания, он есть болезненный факт самого бытия».
- Юнг К.: «Те государства, где властвует рационалистический материализм, имеют тенденцию превращаться не столько в тюрьмы, сколько в сумасшедшие дома».
- Соловьев Вл.С. в своей поэме «Три свидания» назвал рассудок идиотом.
- Рерих Е.И.: «Интеллект не есть мудрость… интеллект есть рассудок».
Что же современный процесс образования, основанный на философской концепции Аристотеля, недодает подрастающему поколению? То, что недодает, и составляет современное философское мировоззрение, изложенное Платоном, Е.П. Блаватской и Рерихами. Положения, которые составляют философские основания для естественных и социально-гуманитарных наук, можно назвать, в частности, следующие.
Общий план эволюции вселенной и человека известен. Это знание природного происхождения. Оно содержится в вечно существующей, непознаваемой причине возникновения вселенной. При начале развития вселенной это знание переходит на ее первый уровень и становится познаваемым для человека.
По Платону существует три мира: I мир – мир умопостигаемых идей – природных сущностей (бытие), в котором Платон особо выделяет первый уровень – благо (содержит в себе знание, перешедшее из вечности), называет его истинным, подлинным бытием (в целом в философии – это метафизический, духовный мир); II мир – становящийся, постоянно изменяющийся (в философии – это феноменальный мир) и III мир – мир-связка между ними.
Человек развивается в своей космической эволюции коэволюционно, параллельно с природой вселенной и становится микрокосмом – маленькой вселенной. Это означает, что человек в своем развитии проходит через все царства природы и содержит в себе, как и природа, знание, перешедшее из вечности. Поэтому сократовское выражение «познай самого себя» означает, что тогда ты познаешь вселенную. Это знание и есть собственно философское знание – Знание – Мудрость, которое не будет изменяться со временем. Это Знание будет абсолютной истиной.
Платон называет существование двух природных сущностей. Первая природная сущность формируется на первом уровне – благо и будет пронизывать всё нарождающееся, станет сущностью, одинаковой во всем. Ее особенности: она божественна (природа божественного – прекрасное-красота, это – энергия света-цвета и звука; Платон добавляет, что прекрасное-красота тождественно справедливости) и содержит в себе знание, перешедшее из вечности. Она троична (божественная составляющая, материальная и духовная составляющие; вспомните символ даосизма). Две последние составляющие находятся на этом первом уровне в высшей своей духовной разновидности (из семи). Платон утверждает пантеистическое мировидение.
Вторая природная сущность развивается на третьем уровне этого мира, станет сущностью, одинаковой для ряда предметов (божественная составляющая не изменяется, а материальная и духовная находятся в других своих разновидностях), и выражена она в понятиях.
Обе природные сущности познаваемы духовными познавательными способностями человека. Он научается различать по энергетическим вибрациям света-цвета и звука сущности различных природных образований. Философия – точная наука.
Здесь надо пояснить. Понятие – это слово, сложенное из букв. Все буквы, по Платону, проявлены на первом уровне этого мира. Буква есть не только определенный звук, но и свет-цвет. Каждая буква – это определенная сущность. На втором уровне этого мира буквы начинают соединяться в слова. По Платону, второй уровень – двойной: первый подуровень – идеи имен (существительных, материальная составляющая будущей сущности) и второй подуровень – идеи глаголов (духовная составляющая будущей сущности).
Из сказанного следует, что, во-первых, алфавит природного происхождения (и действительно, у людей когда-то был один язык) и, во-вторых, со словами, речью надо быть аккуратными. По Платону, на четвертом уровне этого мира слова складываются в предложения. Звучит речь, и производится творение II мира, становящегося. Вселенная построена так, как человек учится говорить.
Платон утверждает, что основной энергией жизни природы вселенной и человека является психическая энергия. Высшее ее проявление имеет место на первом уровне развития вселенной. Здесь психическая энергия – любовь.
Платон называет природные законы. В их числе: единство в многообразии (везде присутствует божественное начало); нравственный закон – основной закон природы, закон равновесия начал – духа и материи, закон семеричности, закон развития по спирали, закон инкарнации; закон жертвы, сотрудничества, космической общины.
Познание человеком нравственного закона означает, по Платону, приобретение попутного ветра судьбы. Это знание способно управлять человеком. «…Нет ничего сильнее знания…» («Протагор»).
Смысл жизни человека: развить себя физически; психически – научиться контролировать свою психическую энергию, проявляемую через мысли, чувства, эмоции, речь; умственно – развить свои познавательные способности для познания феноменального мира; духовно – развить свои познавательные способности для познания метафизического мира, чтобы познать Знание – Мудрость.
В заключение следует определить предмет философии.
Философия – это фундаментальная наука о наиболее общих свойствах и законах развития вселенной, о ее происхождении и сущности; о космической эволюции человека, его сущности, смысле жизни и ценностных ориентациях; философия обосновывает этику поведения человека (нравственным законом) и разрабатывает гносеологию – теорию познания миров во вселенной.
 
Тамара Михайловна Новикова,
кандидат философских наук,
доцент МАИ
www.eifgaz.ru/novikova-21-17.htm