Версия для печати

Монолог о государственности. Россия на стыке времени

Под какими флагами мы войдем в будущее? Эта тема интересует всякого здравомыслящего российского гражданина, впрочем, и не только российского. Будет ли это «красный триумф» с околосоветским идейным форматом, либо «демократический либерализм», достигший своей тотальной глобализации? Следует основательно вглядеться в лица русского народа, чтобы найти ответ на этот животрепещущий вопрос.


Народ сегодня склоняется к одной общей мысли: мы хотим жить достойно сейчас и сегодня, будущие неясные перспективы, облаченные в инновации, инвестиции, институты и прочие «вертикальные нанопроекты», кажутся нам чем-то недосягаемым и неопределенным. Они из мира умопостигаемого, о котором недвусмысленно говорил Платон, подразумевая под ним безыдейное, мнимое, доступное лишь созерцанию. Однако рядом с миром безыдейным находится мир живой и зримый, коим дышит русская душа. Она просит взаимного к себе отношения, более того, требует ясного и конкретного образа коллективной жизни, по определению названной государственностью.

Горизонталь русского бытия - это и есть наша государственность в чистом виде. Здесь и необъятная ширь страны, и непочатый край работы над ошибками прошлого, большинство которых исправить невозможно, поскольку они вошли в нашу кровь и плоть социальными установками типа «надо жить как люди». А кто эти самые люди и где они проживают? – остается вопросом из области русских сказок. Мы озираемся на Запад и Америку, на страны «туманного Альбиона», пытаясь найти мифический призрак лучшей жизни.

Теория блага, что палка о двух концах, всегда волновала умы, и еще долго будет склонять нас то к обретению материальных удовольствий, то к поиску русской идеи существования, получившей совсем недавно статус «национальной забавы». Да, мы любим помимо «хлеба и зрелищ» еще и забавы, и тем выгодно отличаемся от других народов. В этом отличии заложена наша геополитическая индивидуальность. Вопреки всему кто-то должен позвать русский народ в даль светлую, где государственный строй прибудет в совершенном созидательном порядке. Так думает преобладающее большинство, возлагая надежды на некое руководящее меньшинство – власть временного назначения, исполняющую свою работу по должностному найму, временами и иногда, к слову сказать, вполне неплохо.

И все было бы замечательно, но большинство все же не устраивает определение «временами и иногда». Русский менталитет потому уникален, что ориентирован на «вечное» и на «всегда», веками страдает народ из-за своих идеалистических представлений. И прошлое наше противоречиво, и настоящее тягостно, и будущее весьма неопределенно. Пора бы остановиться и подумать: куда идем, братцы, и что имеем?

Демократический капитализм основательно разрушил гражданскую основу, которая формировалась довольно длительное время как социально ориентированная государственность. Классовое различие между бедными и богатыми, стираемое столетиями в условиях дремучей страны, на современном этапе приобрело небывалый разрыв. Между бедным большинством и богатым меньшинством снова стоит пропасть неразделенной любви друг к другу. Социализм позволял им сблизиться, он вместе с нами упорно двигался к светлому завтра, но наткнулся на отсталое позавчера. Красное знамя и золотой телец, наконец, достигли политического взаимопроникновения под громкие возгласы наблюдателей и судей. Однако это зрелище больше нас не впечатляет. Настала пора искать другие более реалистичные и менее провальные, нежели прежние, проекты русского будущего.

Народ уже не дремлет, и это вполне наглядно демонстрирует гражданская позиция среднестатистического россиянина, давно осознавшего, что жить надо в светлом настоящем, а не грезить о перспективах, наполненных безыдейными футуристическими теориями.

Русский мир, живой и зримый, не требует капиталистической модернизации постсоветского бытия, он – наше все, накопленное достижениями народа. В русском мире живет истинная Культура духа, благодаря которой мы еще что-то значим в мире человеческом не как нация, но страна великих творцов и гениев. Нам не нужна новая среда обитания, утоптанная какими-либо ходоками по российскому бездорожью. Достаточно будет перешагнуть за предел зрелости, оставив позади изрядно потрепанное, безвозвратное вчера. За этим пределом живет и дышит Новая страна, ожидающая своих запоздалых путников.

Какие нужны процедуры, дабы помочь россиянам уверовать в собственные силы и возможности самоорганизации? Духовное единство народа формирует будущее страны и ее ближайшие перспективы. Никто другой кроме нас не сможет точно определить, как нам строить свое благое бытие и что для этого необходимо. Настало время, когда низы хотят и могут изменить неустойчивое настоящее. Загадка русской души в том и заключена: мы такие, как и все, но можем больше, чем все, правда, с одной оговоркой, – когда для этого существуют исторические предпосылки. Так уж повелось, что в нашей стране они возникают с определенной периодичностью.

Россия стоит на стыке времени, она может и должна преодолеть последнее кризисное испытание. Мы еще не все продали и променяли, остается при нас духовное наследие, переданное нашими Святыми подвижниками, творцами живого слова и образа. Они завещали нам Новую страну, где всем на Руси жить хорошо, а не отдельному господину и товарищу. Страна Света сияла им с небес, грезилась в видениях и мечтах о будущем, воплощаясь в мыслях и творчестве, в молитвах и жизнеутверждающем искусстве, и, в конце концов, в законе общенародного достояния. Этот закон остается неизменным на протяжении веков и эпох, будь то белая, красная, либо современная, изрядно выгоревшая пестрота. Благоденствие одного какого-либо слоя населения не должно стоять над благом всего государства, – утверждает закон справедливости. Без сомнения, в законном государстве хотели бы пожить не только наши предшественники, но и любой из нас.

Не следует дожидаться лучших времен, когда Россия из административно-старорежимного положения поднимется к своему божественному прообразу Новой страны, поскольку лишь в мифах человеческие души из Аида прорываются к богам. Наша перспектива заключена в необходимости поставить на один уровень и на одну горизонталь жизни власть элитарную и светскую общенародную, которая, к счастью, не почила навеки духовно и идейно. Еще Платон в своих «Диалогах» предупреждал, что «для управления государством не годятся как люди непросвещенные и не сведущие в истине, так и те, кому всю жизнь предоставлено заниматься самоусовершенствованием». Он пояснял, что первые не имеют единой цели, ради которой они бы действовали, как таковой идеи всенародного бытия, а вторые – по доброй воле не станут действовать, поскольку считают это делом, несвойственным высокому духу, отделенному от обычного народа. Кто же позовет нас в даль светлую, и чем закончится наша доморощенная контригра?

Современность ставит много вопросов, ответ остается исторически неизменным. Не отдельные люди, но общество в целом должно видеть благо и совершать к нему восхождение в гражданских инициативах. Чем ни русский путь? Культурная и духовная трансформация общества способна дать импульс стране для освоения новых горизонтов жизни. Время вождей и героев безвозвратно ушло, вместе с ними почила и старая государственность, оживлять которую совершенно бессмысленное занятие. Несмотря на все пертурбации строя, осталась с нами истинно русская натура, уничтожить которую невозможно никакими внешними приемами. Эта натура требует продолжения русского пути вместо продолжения псевдодемократического банкета, поскольку народу все равно оттуда брать не положено, лишь, когда подадут. А подают ему не «ради Христа», утверждающего своим примером жизнь в «свете человеков» – в духовной культуре общего бытия, но как бы для невидимой толерантности, чтобы не случился полный коллапс государственности. Кто подавать тогда будет и самое главное - что?

Шутки шутками, все-таки вернемся к исходной точке – как формировать прогрессивные тенденции в современной России.

На повестке дня не значится селекционное создание некой новой партийной элиты, способной повести за собой многонациональные народы страны. Формат интеллектуально и разносторонне развитой интеллигенции, а также подобной ей краснознаменной оппозиции – дело прошлое, пришить которое ко дню сегодняшнему архисложно. Весь мир уже шагнул к более совершенным формам сосуществования, невзирая на старые стандарты управления человеческим поведением. Отставание вышеперечисленного идеологического пролетариата от новизны жизни становится все более очевидным особенно в России. Напрашивается резонный вопрос: кто будет нами править?

Во-первых, воспитание действующих и будущих правителей и правительств не может носить спонтанный характер. Во-вторых, именно в воспитании правящей элиты кроется ответ на поставленный вопрос. В старых стандартах управления каждый народ заслуживал своего вождя и диктатора, или подобных им любителей государева дела. В развитом государстве нового типа это явление выражается в передаче народом своего конституционного права управления государством тому либо иному правителю, правительству, поскольку у них имеется способность осуществлять всенародные интересы. Собственно, в этом заключена вся суть цивилизованной демократии. С другой стороны, никто из нас определенно не может дать четких прогнозов, способны ли они на самом деле действовать в наших интересах и насколько адекватно? Наблюдения показывают, что одно с другим практически не сочетаемо в условиях неестественного социального отбора и государственного беззакония, управляющего массами посредством политических технологий. Остается верить в чудеса, вдруг, откуда ни возьмись, появится лидер, да и возьмет на себя этот тяжелейший груз государственности, более того, наведет в стране должный порядок! Тогда как же наше конституционное право – подобрать и воспитать мыслями и чаяниями подходящее для российского народа правительство?

Несомненно, чудеса случаются, но они маловероятны в условиях существования россиян в мире умопостигаемого, вершиной которого является точка абсурда. Нам все же ближе мир человеческий с его, пусть несовершенными, но зримыми формами жизни. В этих формах отчетливо видится  духовная мощь страны, ее богатый потенциал мыслителей и практиков, своим трудом и потом доказывающих, что Россия может и должна жить лучше, честнее, достойнее, нежели есть на самом деле.

Все прогрессивные тенденции страны содержатся в обычной житейской мудрости гражданского взаимодействия, и в общности наших интересов. Священный дух Ивана Стотысячного не надо будить, его бессонница давно стала привычным занятием российской беспросветности. Мы дали возможность собратьям порулить нашей страной, сами же встали на позицию наблюдателей. Вполне закономерно, что лукавая философия борьбы за собственный демократический режим отбросила нас на последние позиции. В бессмысленной борьбе мы потеряли силы, однако, это еще не крах государства. И последние могут стать истинно русскими, когда уверуют в то, что мы можем, и мы сделаем нашу страну Великой Державой Света. Возрождение Культуры духа народа способно вернуть ей утраченные высоты. Мы уже постигли на опыте жизни четыре вида порочного государственного устройства, и прославленную тиранию пережили достойно, и как бы всенародную демократию вкусили сполна, и демократическую олигархию навидались, и теперь пребываем в полном бодрствовании от их гремучей смеси. Идем дальше, россияне, – к Новой стране!

Ирина Дарнева, член президиума Международной ассоциации «Мир через Культуру»